1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила гигиены детей и подростков

Правила личной гигиены детей и подростков

Принципы гигиены

Из-за резких изменений в функциях и физических особенностях организма, которыми отличается подростковый возраст, образ жизни и принципы личной гигиены должны быть хорошо изучены как самим ребенком, так и родителями – для профилактики возникновения проблем. Важнейшую роль играют основные принципы:

  • режим дня;
  • учебный режим – правила последовательности занятий и отдыха;
  • время прогулок на свежем воздухе;
  • сон (длительность, количество часов в день и режим);
  • режим отдыха;
  • двигательная активность подростка;
  • рацион и интервалы между завтраком, обедом, полдником и ужином;
  • личная гигиена (это сложный возраст в гормональном плане).

Необходимо следить за соблюдением гигиенических норм в помещении, где живет ребенок. Нельзя, чтобы воздух был сухим. Комнату надо проветривать, проводить влажные уборки. Для школьников важнее всего – здоровый и крепкий сон, не менее девяти часов. Перед засыпанием запрещен просмотр телевизионных передач и работа за компьютером. Игры, требующие двигательной активности, также перед сном не должны проходить.

Что касается свежего воздуха, то количество прогулок должно составлять не менее трех-четырех часов в день (включая поход в школу без транспорта и т.п.). Также важно качество: прогулка по загазованной улице не считается пребыванием на свежем воздухе. Как минимум, это должен быть парк или хотя бы сквер.

Рацион юношей и девушек в этот возраст не сильно отличается от рациона детей 7-10 лет. Впрочем, и взрослым рекомендовано питаться именно так: исключить жирные, жареные и копченые блюда. Мясо – говядина или кролик, возможно – нежирная свинина. Цитрусовые фрукты и бананы вредоносно влияют на организм, но без яблок, груш, слив, крыжовника – не обойтись. Это незаменимые источники витаминов. Иммунитет в зимний период повышает не лимон, как считают многие, а кислая капуста – она содержит огромное количество витамина С. Образ жизни тоже влияет на иммунную систему.

В переходный возраст важно следить, чтобы ребенок не увлекся фаст-фудом, ведя небрежный образ жизни. Именно в 13-14 лет чаще всего начинается гастрит и холецистит. Для мальчиков постарше серьезным звеном в неправильном питании являются слабоалкогольные напитки: они зачастую содержат, кроме спирта, большое количество красителей, сахара и т.п., раздражающих слизистую желудка и приводящих к часто необратимым нарушениям работы желудочно-кишечного тракта.

Видео «Здоровье детей и подростков»

Гигиена труда

Образ жизни детей должен иметь определенные соблюдаемые правила. Гигиена детей и подростков – не только питание, прогулки и сон. Также это и трудовой режим. В наше время многие родители сильно вредят своим чадам, заставляя их учиться слишком много или, напротив, мало, не соблюдая перерывы и смену деятельности с интеллектуальной на двигательную.

Центральная нервная система юношей не выдерживает перенапряжения, если таков образ жизни, что ребенка отдают сразу в 2-3 кружка, например, изучения языков, шахмат, поэзии. Если есть желание занять подростка на долгое время, то хотя бы надо подобрать разные секции: литературная и спортивная, танцевальная и языковая. Смена трудовой активности в столь сложный возраст способствует лучшему развитию как физических, так и психических параметров у мальчиков и девочек в таком возрасте.

Правила личной гигиены труда (трудовой образ жизни) таковы: любая учеба должна начинаться после 1,5 часов отдыха (желательно подвижных игр). После труда, опять-таки, рекомендуется отдых. А вот прием пищи – не позднее чем за полчаса-час до учебы и не ранее чем через полчаса после нее (так как нервное напряжение негативно влияет на работу желудка). Гигиена детей и подростков в плане трудовых занятий должна включать в себя и общественно полезные работы (помочь отцу с починкой мебели, например, — для юношей, или шитье нужных для дома вещей – для девочек). Это необходимо, чтобы психологически подросток чувствовал необходимость себя в этом мире, социально развиваясь быстрее и лучше, создавая для себя в обществе более самодостаточный образ.

Свыше двух часов подряд заниматься не следует. Перерывы, как и в школе, должны быть каждые 45 минут, минут на 10-15. Во время них проветривается помещение, ребенок может размяться (например, сделать легкую зарядку). После выполнения заданий обязательна прогулка. Образ жизни детей складывается в идеале из правильной последовательности сна, отдыха, труда и спорта, то есть – правильного режима во всех аспектах.

Личная гигиена

Личная гигиена подростков отличается от гигиены младенцев и детей младшего школьного возраста – правила немного другие. Ребенок должен сам следить за своим внешним видом, этим меняя образ жизни: чистыми волосами, кожей и телом.

Переходный возраст характеризуется появлением акне – угрей и прыщей. Это обусловлено гормональной перестройкой организма.

Детский дерматолог выпишет нужные тоники и мази и расскажет правила ухода за кожей. Самостоятельно лучше не выбирать косметику от прыщей – она может только усугубить ситуацию. Главное правило – чистота. Ее правила: умывание должно происходить два раза в день. Руками лицо трогать не надо. Загар (сильный) имеет на кожу плохое влияние (особенно это касается лица).

Личная гигиена детей и подростков в этот возраст также обязательно состоит в правильном уходе за половыми органами. У девочек начинаются менструации, поэтому важно посетить детского гинеколога. Он разъяснит, как правильно использовать прокладки, а вот тампонами пользоваться не стоит – это может оказаться опасным.

Каждый день следует принимать душ. Для бритья лица у мальчиков (это возраст начала роста волос на лице), ног и подмышек у девочек надо приобрести безопасную, хорошую бритву, и не пользоваться одноразовым лезвием дважды, чтобы не занести инфекцию при наличии ранок.

Личная гигиена детей и подростков относительно ротовой полости не различается: зубы надо чистить дважды в сутки, а после каждого приема пищи обязательно пользоваться зубной нитью. При малейших симптомах патологий зубов, кариеса, необходимо обращаться к стоматологу. В 13 лет как раз заканчивается появление всех коренных зубов (кроме зубов мудрости), поэтому советы стоматолога надо неукоснительно исполнять.

Видео «Как приучить ребенка к личной гигиене»

В ролике вы узнаете некоторые полезные советы и рекомендации, применив которые, вы сумеете приучить своего малыша к нормам гигиены.

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков — отрасль гигиены, посвященная проблемам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Она разрабатывает гигиенические нормативы и требования к окружающей ребенка среде, а также к различным видам его деятельности (учеба, труд, занятия спортом, отдых и др.), обосновывает и осуществляет профилактические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей (от периода новорожденности до 18-летнего возраста). В советский период (1954 г.) школьная гигиена была переименована в гигиену детей и подростков и стала изучать все возрастные группы детского населения, охваченные общественными формами воспитания и обучения.

Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения носит государственный характер, поскольку с середины 19 в. в России была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.).

Сущность гигиены детей и подростков как науки заключается в изучении таких процессов, как рост, развитие и социализация ребенка. От степени согласованности процессов роста, развития и социализации зависит характер взаимоотношений растущего организма с окружающей средой, а следовательно, и состояние его здоровья. Поэтому основная проблема гигиены детей и подростков — это проблема соответствия функциональных возможностей ребенка и подростка конкретным условиям окружающей среды, в т.ч. и социальной (например: определением оптимальных трудовых и спортивных нагрузок и др.).

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют принципы:

· отсутствие или наличие хронических заболеваний;

· уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

· особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Не менее важной задачей гигиены детей и подростков является оптимизация учебных занятий, которая направлена на снижение утомления у основной массы детей и предупреждение быстрого падения работоспособности. С этой целью рационально организуется каждое занятие, регламентируется их число на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуются с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки. Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1 классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. Также для учеников 1 класса введены обязательные динамические занятия после второго урока.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к:

— размещению, участку и зданию общеобразовательного учреждения;

— оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

— воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения:

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— помещениям и оборудованию общеобр. учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

— режиму образовательного процесса;

— организации медицинского обслуживания обучающихся;

— санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

— организации питания обучающихся.

Требования к размещению и зданию общеобразовательных учреждений

Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от проездов с регулярным движением транспорта на 100 — 170 м.

Общеобразовательные учреждения не размещаются на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.

Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения — 15 минут (в одну сторону), для обучающихся II и III ступени — не более 50 минут (в одну сторону).

Читать еще:  Как правильно ухаживать за кожей цинковой мазью?

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для обучающихся I ступени обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для обучающихся II и III ступеней обучения радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 минут. Предельный радиус обслуживания обучающихся II — III ступеней не должен превышать 15 км.

Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.

Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания, этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей, допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа.

Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

Обучающихся I ступени обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

В сельском общеобразовательном учреждении при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам. Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия — биология, математика — черчение, черчение — рисование, история — география, литература — иностранный язык.

Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры приняты 9 х 18 м, 12 х 24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек, душевые, уборные для девочек и мальчиков, комната для инструктора. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать тренажерную зону и, по возможности, бассейн.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию.

Площадь библиотеки — информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв.м на одного обучающегося. В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО.

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м; кабинет психолога, площадью 10 кв.м.

На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.

В общеобразовательных учреждениях организуется 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.

Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

— от первой парты до учебной доски — 2,4 — 2,7 м;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 80 — 90;

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации.

Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом, полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Температура в классных кабинетах в рабочее время не выше 40°C (в среднем 15-20°C), во внеучебное время – не ниже 15°C и относительной влажности воздуха в пределах 40 — 60%.

Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале и др.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.

В учебных помещениях предусматривается искусственное освещение, преимущественно люминесцентное. Допускается использование ламп накаливания.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, следующих цветов: для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого.

Требования к режиму образовательного процесса

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября уч. года возраста 6 лет 6 месяцев.

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся только в первую смену; 5-дневная учебная неделя; организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; проведение не более 4-х уроков в день; продолжительностью — не более 35 минут; организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; обучение без дом. заданий и балльного оценивания обучающихся; дополнительные недельные каникулы в середине 3-ей четверти.

В начальных классах плотность учебной работы по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных классов должно быть организовано в первую смену.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 — в начальных классах и не более 6 — в 5-11 классах.

При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, ИЗО, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут.

Гигиенические требования к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 — 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени — на 2, 3, 4 уроках. Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Правила личной гигиены подростка

В подростковом возрасте происходят резкие изменения функции эндокринных желез, поэтому следует морально подготовить подростка к тем изменениям, которые будут происходить в его организме. Стоит рассказать, что в подростковом возрасте на лице может появиться угревая сыпь (которая часто является причиной комплексов), поэтому соблюдение гигиены кожи становится очень важным для подростка. Для правильно ухода за кожей можно проконсультироваться у косметолога, или же прибегнуть к противоугревым косметическим средствам. Также в подростковом возрасте начинают усиленно работать потовые железы, поэтому следует придавать особого значения поддержанию кожи в области груди и подмышечных впадин в чистоте и использовать дезодорирующие средства.

Интимная гигиена подростков

В подростковом возрасте большое значение приобретает интимная гигиена и правильное половое воспитание. С подростком следует проводить беседы о тех физиологических изменениях, которые сопровождают наступление половой зрелости. Важно, чтобы подросток получил максимум необходимой информации в стенах дома, а не от старших товарищей. Таким образом, подросток, будет знать, что с любой проблемой он может обратиться к родителям.

Гигиена мальчиков подростков

У мальчиков в подростковом возрасте на лице начинают расти волосы, поэтому папа должен научить сына пользоваться бритвенным прибором. Кроме того, следует рассказать мальчику, что подростковый возраст характеризуется началом поллюций и появлением первых эрекций. Научите мальчика вовремя менять нижнее белье, смывать остатки спермы с полового органа. Подросток должен знать, что этих изменений не стоит стесняться, благодаря ним, он из мальчика превращается в мужчину.

Читать еще:  Стоит ли беспокоится о высокой температуре после АКДС

Гигиена девочки подростка

Девочкам нужно рассказать о начале менструации, и тех изменениях, которые связаны с этим процессом. Подростковый возраст – хорошее время для визита к гинекологу, который возьмет мазок, расскажет о менструальном цикле. Научите девочку поддерживать наружные половые органы в чистоте, пользоваться средствами личной гигиены. Также у девочек в области подмышек и бикини начинают активно расти волосы, которые следует аккуратно сбривать.

Режим дня — важная составляющая гигиены подростка

Для нормальной жизнедеятельности подростка необходимо четкое установление режима труда и отдыха. Гигиена труда подростков включает распределение умственных и физических нагрузок согласно возрастным особенностям. Особенно это касается производственной деятельности и прохождению практики на производстве для учащихся училищ. Соблюдая гигиену труда, подросток должен чередовать работу с активным отдыхом, чтобы не переутомляться. Учитывая расширение объема учебной работы, следует особое внимание уделять гигиене зрения детей и подростков.

Гигиена питания подростков

Питание имеет большое значение для развития растущего организма. В связи с перестройкой всего организма и интенсивными процессами роста подросток нуждается в правильно построенном режиме питания. Рацион подростка должен содержать все пищевые вещества в сбалансированном соотношении. Белки являются главным строительным материалом. Именно белок необходим для роста и формирования иммунной системы, развития мышечных тканей. Жиры и углеводы — источник энергии, «топливо» для организма. Особая роль возлагается на минеральные соли, которые предотвращают возникновение нарушений функции щитовидной железы. Витамины делают организм более выносливым и устойчивым к различным заболеваниям. Недостаток любого из питательных веществ может привести к замедлению роста и ослаблению организма.

Правила гигиены подростков

Ваш ребенок подросток, который знаком с правилами гигиены детей. Теперь осталось научить его правилам гигиены подростков – этот процесс более сложный. Подготовьте его морально, что в подростковый период его организм кардинально изменится, поскольку свое новое тело его может изрядно удивить!

Ваш ребенок-подросток должен знать, что у него может появиться угревая сыпь, которая, впоследствии, доставит ему немало хлопот. Обычно, подростки очень сильно переживают из-за прыщей – сводите ребенка к косметологу, чтобы он подсказал, чем можно пользоваться при угревой сыпи. Ни в коем случае не позволяйте чаду «давить» прыщи. Последствия этого – ямки-шрамы на коже или заражение, которое может быть внесено грязными руками.

Уровень гигиены подростков должен быть гораздо более сильным, чем в доподростковом возрасте. Расскажите ребенку, что его потовые железы начинают активно работать, поэтому личная гигиена подростка должна быть усилена: пришло время пользоваться специальными дезодорирующими средствами.

Гигиена подростков-мальчиков

У мальчиков, в подростковый период, начинают расти волосы на лице. Научите сына пользоваться бритвой. Контролируйте этот процесс сначала, потому что неверные и резкие движения могут оставить порезы на лице.

Также, не будет лишним предупредить сына, что в этом возрасте начинают появляться первые поллюции — непроизвольное выбрасывание спермы во сне. Объясните ребенку, что это обычный процесс, свойственный каждому молодому человеку.

Гигиена подростков-девочек

Мама обязательно должна рассказать дочери о будущей менструации, чтобы девочка была морально готова к тому, что скоро станет девушкой. Когда это произойдет, посетите вместе с дочерью гинеколога, пусть врач расскажет о менструальном цикле, возьмет мазок, расскажет, какими гигиеническими средствами (прокладками или тампонами) лучше пользоваться, а также проверит здоровье ребенка.

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Задачи гигиены детей и подростков

Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки и самостоятельная дисциплина изучает вопросы охраны и укрепления здоровья этого контингента, насчитывающего около 39 млн. человек, что составляет в настоящее время почти четверть населения России.

Эта научная дисциплина состоит из следующих разделов: дошкольная гигиена, школьная гигиена и гигиена молодежи.

Дошкольная гигиена— гигиена детей младших возрастных групп, предшествующих поступлению в школу.

Школьная гигиена— гигиена учащихся образовательных школ, гимназий, лицеев и т.д.

Гигиена молодежи— гигиена учащихся высшей школы (студентов) и вечерних школ рабочей молодежи.

Главные задачигигиены детей и подростков:

· изучение влияния естественных (природных) и искусственных факторов, обусловленных деятельностью человека, а также условий труда и быта на развитие и здоровье растущего организма;

· разработка мероприятий и норм, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

Вопросы охраны здоровья подрастающего поколения всегда занимали особо важное место в трудах виднейших отечественных медиков и педагогов: Н.И. Пирогова, А.Н. Доброславина, Ф.Ф. Эрисмана, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, а также та­ких известных общественных деятелей и ученых, как Н.А. Се­машко, А.В. Мольков, М.В. Антропова, АА. Минх, Г.Н. Сердюковская и др.

Однако и в настоящее время в вопросах гигиены детского населения существуют серьезные проблемы. Так, данные статистики свидетельствуют о том, что в среднем только 20 % детей школьного возраста практически здоровы, примерно 45 % школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 30—35 % учащихся страдают хроническими заболеваниями, 58 % выпускников школ по состоянию здоровья лишены возможности выбрать для себя профессию по склонности.

По мнению ученых, одной из причин этого в ряде случаев оказывается влияние неблагоприятной экологической ситуации. Известно, что в так называемых биогеохимических провинциях, образовавшихся в некоторых промышленных регионах, отмеча­ются задержка и дисгармония в физическом развитии, а также существенные нарушения в состоянии здоровья у 21—23 % детей, родившихся и проживших не менее 5 лет в таких экологи­чески неблагополучных районах.

Другая причина состоит в неудовлетворительном материальном и санитарно-техническом состоянии детских и подростковых учреждений, что отрицательно сказывается на показателях микроклимата, питьевой воды и санитарном состоянии объекта.

Нередко в детских учреждениях регистрируют недостаточные уровни освещенности, используют учебную мебель, не отвечающую необходимым гигиеническим требованиям, что ведет к нарушениям состояния зрения и осанки детей. Поэтому не случайно в принятом в 1999 г. Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» статья 28 посвящена санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям воспитания и обучения. В нем, в частности, говорится: «В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства», и далее: «Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам».

Очень важно отметить, что в Законе предусматривается и ответственность (дисциплинарная, административная и уголовная) за нарушение санитарного законодательства.

Для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков врачи должны

▲знать методы изучения и анализа результатов исследований факторов окружающей среды, влияющих на состояние здоровья;

· уметь оперировать медико-демографическими показателями, данными физического развития, заболеваемости, распределять детей по группам здоровья;

· знать особенности питания детей, их режима дня, организации учебного и трудового процессов, физического воспитания в детских учреждениях.

Известно, что рост и развитие организма происходит неравномерно, вследствие чего выделяют основные возрастные периоды жизни детей и подростков, характеризующиеся различными морфофункциональными особенностями:

· до 10дней — период новорожденности;

· до 1 года — грудной период;

· 1 год — 6 лет — период дошкольного возраста;

· 7—10 лет — младший школьный возраст;

· 11 — 13 лет — средний школьный возраст;

· 14—18 лет — старший школьный возраст.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Лекция «Правила личной гигиены школьника»

Гульдана
Лекция «Правила личной гигиены школьника»

«Правила личной гигиены школьника»

1 Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2 Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3 Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета. При пользовании туалетом

учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, соблюдать правила личной гигиены.

4 Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5 Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6 Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные

стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7 Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8 Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую

домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь.

9 Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в

10 Важным элементом личной гигиены является правильная организация режима дня. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует

сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдают отставание в умственном и физическом развитии. Соблюдение режима дня — это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха. Соблюдайте режим дня!

Режим дня — это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью является обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования.

Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма.

Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до13 часов.

Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.

В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка

Читать еще:  Злокачественные опухоли ротоглотки

обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга, эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием взрослого человека.

Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника, занятий спортом, общественной работой и других моментов.

Неотъемлемой частью режима питания школьников является горячее питание, поэтому не следует замещать горячее питание буфетной продукцией.

В недельный режим школьникадолжны быть включены:

приём ванны или посещение бани, обрезание ногтей на руках и ногах и очистка ногтевого ложа, стрижка и мытьё волос.

Каждый ребёнок должен иметь личные принадлежности: полотенца, зубную щётку, мочалку, губку, носовые платки и т. д.

После купания надо менять нательное и пастельное бельё, ежедневно менять носки.

Одежда школьника должна быть чистой, опрятной, лёгкой, соответствовать размерам тела, времени года, погоде, типу занятий, предохранять от переохлаждения и перегревания, обувь -мягкой, чистой, отдельной для помещения и улицы, соответствовать размеру стопы.

Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз;

• Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею

или плечи, т. к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и

• Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;

• Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или

кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и

между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;

Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;

• После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого

ребенка должно быть свое полотенце.

Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует

появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки

менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и

закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому

Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.

Очень тщательно нужно промывать волосы, т. к. на них и между ними накапливается

много кожного жира, грязи и пыли.Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше

промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо

аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь,

удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и

окружающим. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который

не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!

Особенно важно следить за чистотой рук. (Ребенку нужно объяснить, что) руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак, берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т. д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т. д., то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т. д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубывлияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как

преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет

человек с гнилыми зубами.

Самой распространенной болезнью зубов является кариес — разрушение зуба с

образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или

горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале

заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов пища попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др.

Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2 — 3 лет. Непосредственной причиной

кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является

следствием врожденной предрасположенности.

Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь — поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3- 5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3-х раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут.

Наиболее эффективно сквозное проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18 — 20 и относительная влажность 30 — 60%.

Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса.

Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов.С раннего возраста детей необходимо приучать:

• всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь;

• проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс;

• систематически вытирать пыль и убирать свою

• содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки;

• аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

Совершенно недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде,

не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Для животных, содержащихся в

доме, необходимо отводить специальное место, выделять посуду, расческу, подстилку.

В городах выгуливать собак в специально отведенных для этой цели местах. В сельской

местности не заносить в дом новорожденных животных (теленка, ягненка, жеребенка и

др.)Не гладить и не трогать бездомных и чужих кошек и собак. При укусе животных срочно обращаться к врачу или к взрослому.

Во многих городах и поселках люди пользуются водопроводной водой, которая

очищается от примесей при помощи специальных очистительных сооружений и устройств. Кроме того, водопроводная вода хлорируется, и болезнетворные микробы в ней погибают. Но прежде, чем употреблять эту воду некипяченой, нужно, чтобы она отстоялась несколько часов в графине, бачке, ведре. Весной, во время таяния снега, вода загрязняется, и водопроводная вода загрязняется также, изменяются ее цвет, вкус. В это время вода может представлять опасность для здоровья человека. Вот почему нельзя забывать, что каждую весну сырую воду пить нельзя, а только кипяченную. Кипячение обезвреживает воду, делает ее безопасной для здоровья.

Совершенно недопустимо купаться в загрязненных водоемах, в заросших прудах, в местах стока канализации, в местах водопоя скота.

Поэтому необходимо использовать эти гигиенические навыки

своевременное мытье рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды и т. п.).

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Игра-занятие с детьми второй младшей группы по правилам личной гигиены Правила личной гигиены. Цель: продолжать приобщать детей к здоровому образу жизни через культурно-гигиенические навыки. Задачи: — воспитывать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector