0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое и чем опасен вирус цифрового слабоумия?

Вирус цифрового слабоумия

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией.

Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!

Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.

Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.

Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей».

Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.

Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.

Что такое и чем опасен вирус цифрового слабоумия?

За последние несколько десятков лет одной из самых развивающихся индустрий в мире являются IT-технологии и интернет. Казалось бы, цифровые технологии помогают получать людям свободный доступ практически к любой интересующей информации, и что в этом плохого? Однако, многие забывают, что длительное влияние на мозг разнообразных гаджетов, не только ухудшают память и сообразительность, но и способны вызвать развитие такой новой болезни 21 века, как вирус цифрового слабоумия.

Читать еще:  Резидуальная энцефалопатия: понятие, возникновение, симптомы, как лечить, прогноз

Согласно последним исследованиям было выявлено, что взрослые, а в особенности дети, чей мозг постоянно подвергается длительному воздействию цифровой атрибутики (планшеты, компьютеры, смартфоны и прочие «блага» цивилизации), страдают расстройством внимания и мышления, что приводит к слабоумию. Более того, мозг современных детей, которые проводят много времени перед компьютером или с гаджетами, претерпевает определенные структурные изменения, которые сильно напоминают симптомы черепно-мозговой травмы или первые признаки деменции.

Таким образом, цифровое слабоумие – это не миф, а современная реальность, которая чаще всего затрагивает детей. Данный термин не имеет, на сегодняшний день, четкой формулировки. Тем не менее, его суть заключается именно в том, что человек становится просто зависим от разнообразных гаджетов и со временем, утрачивает сообразительность, разучиваясь думать самостоятельно.

Как проявляется заболевание?

Признаки техногенной зависимости имеют характерную особенность и легко прослеживаются в поведении человека:

  • при длительном воздействии излучения, которое исходит от гаджетов, и их продолжительного использования, у пострадавшего наблюдается полная или частичная потеря памяти;
  • некоторые эпизоды в жизни будто выпадают из памяти больного, и идет потеря ориентации во времени (например, играя долгое время в компьютерные игры, человек попросту может не замечать, что происходит вокруг него, поскольку он полностью погружен в тот виртуальный мир, который ему предлагается);
  • компьютерная зависимость может спровоцировать снижение степени самоконтроля у пострадавшего (агрессию, апатию, злость);
  • нередко болезнь провоцирует у ребенка, еще не до конца с развитой психикой, приступы явной депрессии;
  • кроме того, цифровое слабоумие характеризуется и таким признаком, как рассеивание памяти. Проще говоря, пострадавший от длительного воздействия гаджетов становится невнимательным; часто забывает что-то сделать; иногда не помнит, на каком месте находится та или иная вещь;
  • данное заболевание может спровоцировать развитие психоэмоциональной неустойчивости и подавленности, при этом может развиться инфантилизм (недоразвитость в развитии);
  • дети, которые часто пользуются гаджетами, могут сильно отставать в умственном развитии от своих сверстников;
  • идет нарушение сна;
  • присутствуют частые перепады настроения;
  • признак начала развития патологии – снижение физической и умственной активности, ухудшение производительности труда, возникают проблемы с собственным мышлением и принятием самостоятельных решений.

В результате постоянного времяпрепровождения около компьютера или с планшетом в руках, у ребенка вырабатывается привычка думать не самостоятельно, а принимать решения при помощи гаджетов. Это, в свою очередь, формирует зависимость от технологий. И, как следствие, «отключает» правое полушарие мозга, которое, между прочим, отвечает за мышление, память и концентрацию внимания.

Почему развивается цифровая деменция и в чем ее опасность?

Дети, в отличие от взрослых, намного быстрей осваивают новую информацию и технологии, поэтому именно данная категория больше всего склонна к формированию заболевания. Самой основной причиной, благодаря которой формируется вирус цифрового слабоумия – скачок мозговой активности, в то время как физическая активность снижается до очень низкого уровня. В результате чего, связь с внешним миром, природой, окружающими, сводится к минимуму, а вся жизнь начинает формироваться лишь вокруг виртуальной реальности.

Неограниченные возможности, которые сейчас предлагают IT-технологии, существенно подрывает нормальный жизненный цикл подростков и детей. То, что невозможно сделать в реальности – запросто можно реализовать в виртуальном мире. В результате зависимости от этой «реальности», у детей атрофируются те участки мозга, которые отвечают за принятие самостоятельных решений и самоконтроль. Проще говоря, цифровое слабоумие ведет к тому, что человек перестает самостоятельно думать, обрабатывать и взвешивать какую-либо важную информацию. Ведь ее запросто можно найти в интернете, так зачем лишний раз напрягаться?

Основная опасность подобной зависимости от цифровых технологий заключается в том, что мозг со временем деградирует, превращаясь постепенно в подобие мозга малых детей, не умеющих концентрировать свое внимание на важных моментах и полноценно мыслить.

Родителям на заметку

Как уже выяснилось, больше всего подвержены такому современному заболеванию, как цифровое слабоумие, дети и подростки, проводящие огромное количество свободного времени перед различными гаджетами. Поэтому основной мерой безопасности является строгое ограничение время препровождения перед компьютерами, планшетами или смартфонами.

Так же всем родителям следует взять на заметку, что вирус цифрового слабоумия, если его допустить, поддается длительному и сложному лечению, сродни лечению от алкогольной или наркотической зависимости. И поскольку это заболевание еще до конца не изучено, то процесс излечения может занять немало времени и сил.

Поэтому проще предотвратить зависимость от виртуальной реальности, чем ее лечить. Для этого достаточно свести к минимуму использование детьми с неокрепшей психикой и мышлением, всяческих гаджетов. Сидение за компьютером лучше всего заменить активными играми на свежем воздухе, чтением книг и прогулками. Попользоваться гаджетами нужно не более одного часа в сутки. А для развития концентрации внимания и мышления, детскому мозгу постоянно необходима подпитка, а именно – тренировка (задачи на логику, развивающие игры и т.д.).

Не стоит думать, что цифровое слабоумие – это утопия. Отнюдь, согласно современным тенденциями заявлениям ученых, это болезнь будущего. И единственные люди, которые действительно могут помочь своим детям – это их родители.

Станет ли компьютерное поколение жертвой «цифрового слабоумия»

“Поколение гаджетов” давно уже выросло на Западе, но никаких следов «цифрового слабоумия» у представителей новой волны не наблюдается. Фото: EAST NEWS

Массовое помешательство на гаджетах ведет подростков к слабоумию! Дети компьютерной эпохи интеллектуально деградируют, а их мозг усыхает! Обычно такие темы активно обсуждают в социальных сетях и родительских пабликах. Но недавно о наступлении «эпидемии цифрового аутизма» заговорил врач-психотерапевт Андрей Курпатов — в прошлом ведущий популярных телевизионных ток-шоу, а сегодня руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка. В начале этого года он выступал на эту тему в рамках Всемирного экономического форума в Давосе и на слушаниях в Совете Федерации РФ. О том что цифровая революция ведет к отупению человечества Андрей Курпатов говорил и в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM в Москве).

Прокомментировать точку зрения Курпатова мы попросили доктора психологических наук, профессора, заведующего лабораторией когнитивных исследований факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Спиридонова .

Читать еще:  Инсульт геморрагический правая сторона: последствия 7142 0 06.03.2016

На Западе поколение гаджетов не поглупело

— Владимир Феликсович, действительно ли детям компьютерной эпохи уготован цифровое слабоумие?

— Если перестать паниковать и задуматься хотя бы на минуту, то вы обнаружите, что мрачное и зловещее будущее, которое нам рисует Курпатов — оно уже наступило на Западе. Потому что в той же Америке цифровая революция началась лет на 15 раньше, чем у нас. Поэтому “поколение гаджетов” у них уже выросло, но никаких следов «цифрового слабоумия» у представителей новой волны не наблюдается. Но проблема, о которой говорит наш уважаемый коллега, действительно существует. Поэтому я с одной стороны готов в чем-то согласиться, но подбор данных и и выводы, безусловно, крайне тенденциозны. Например, нет никакого упоминания об исследованиях, где было продемонстрировано позитивное влияние самых разных технических устройств на развитие человеческой психики.

— Конечно! Поскольку устройство человеческой психики очень сложное, то существует большое количество не слишком грубых отклонений в возрастном развитии, которые раньше считались трудно исправимыми. Например, нарушение пространственных представлений. Такие нарушения пагубно влияют на способности к арифметике, поскольку счет это чисто пространственная операция. У таких ребят возникают проблемы с грамматикой: они плохо различают конструкции “брат отца” и «отец брата” — а это разные вещи. Так вот компьютерные игры обладают существенными коррекционными эффектами. Если все ваши сверстники играют в игры, то хотите вы или нет, вам придется делать то же самое. Детям с нарушениями умение ориентироваться в игровой реальности дается значительно труднее, но за счет такой интенсивной тренировки они подтягиваются к сверстникам.

Доктор психологических наук, профессор Владимир Спиридонов. Фото: Youtube

Гаджеты развивают любознательность

— А что смартфоны и компьютеры дают остальным людям?

— Если вы всерьез начинаете работать с гаджетом, ходить по сети, искать нужную информацию, то это развивает самые симпатичные навыки. Я имею ввиду любознательность, мотивированность, умение учиться, совершать сложные поисковые действия — это качества, которые всегда ценились. Но об этой стороне гаджетов известно гораздо меньше, чем про ужасы.

— Вы сказали, что в каких-то вещах согласны с Курпатовым. В чем именно?

— Очевидно, что гаджеты меняют всю структуру познавательной деятельности. Возникает вопрос, а чему надо учить детей? Фактам, датам, заучиванию нового материала? Мне кажется, что ответы на вопросы в каком году родился Наполеон или какой город является столицей Венесуэлы и т.д. — можно смело доверить Google. На мой взгляд пришла пора пересмотреть наши педагогические доктрины. От детей нужно требовать хорошего понимания сложных понятий, глубоких концепций, умения решать творчески задачи, развивать нестандартное мышление. Но давайте честно признаемся, что стандартная школьная и даже вузовская программа не очень часто нацелена на это. Поэтому тяжесть обличительного удара разумнее перенести с гаджетов на педагогическое сообщество, которое прямо скажем, не знает, чему надо учить, чтобы эти знания пригодилось в жизни лет через 5-10.

Гарри Поттер и гусарский поручик

— Доктор Курпатов использует такой образ: «из галактики Гутенберга мы переезжаем в галактику Цукерберга». Речь идет о том, что дети перестают читать тексты и вместе с тем теряют способность аналитически мыслить. Но ведь наверное, никогда в истории человечества людям не было доступно такого огромного количества текстов, как сейчас.

— Формально подростки сейчас читают больше, чем когда-либо. Ведь кто-то же прочитал полмиллиарда экземпляров «Гарри Поттера»?! И сотни миллионов томов Толкина. А добавьте сюда соцсети, мессенджеры. Другое дело, что Гарри Поттер чудесный, но очень простой персонаж. А мышление развивают большие и сложные тексты, требующие усилия для понимания сложного рассуждения — вот здесь, мне кажется, действительно есть проблема.

— Но часто у школьника при чтении классики возникает банальный культурный барьер: ему сложно понять, зачем нужно погружаться во внутренний мир и образ жизни гусарского поручика ХIХ века? А современной литературы такого уровня не существует.

— Вы правы, гусарский поручик не самая близкая фигура для современного подростка. Но я не уверен, что эта фигура не будет нужна этому же подростку лет через 5-7, когда он вступил в сложные взаимоотношения с лицами противоположного пола, со своей семьей, с властью. Надо сказать, что Толстого и Достоевского и раньше читали в школе далеко не все. Детей и подростков останавливает даже не культурный барьер, скорее они с трудом могут себе представить те проблемы взрослых, о которых пишут Лев Николаевич или Федор Михайлович. Они все-таки писали не для детей, а для представителей своего круга — людей достаточно образованных. Мои студенты были ошеломлены, когда я заставил их прочитать чеховскую «Каштанку» во взрослом состоянии. Они с изумлением поняли, что это рассказ не про собаку, а совсем про другое. Литература должна быть школьникам «по росту» и хватать за живое.

— У современных подростков действительно наблюдается снижение интеллекта?

— Это абсолютные сказки. Это заблуждение основывается на так называемом эффект Флинна, он назван в честь новозеландского ученого, который его описал. Флинн обнаружил, что результаты IQ-тестов во многих странах мира необъяснимым образом росли на протяжении десятилетий. А потом в нулевых годах IQ молодых людей так же необъяснимо стал снижаться. Горячие головы сделали вывод, что человечество за короткий промежуток то резко умнело, то резко глупело. На самом деле загадка объяснялась тем, что изменялась методика тестирования. К состоянию мышления это не имеет никакого отношения. Это с градусником что-то поменялось, а не с температурой: раньше мерили по Цельсию, теперь по Фаренгейту. Вот и все! Многие страхи по поводу гаджетов объясняются парадоксом: о том, как жить в цифровом мире молодых пытается учить старшее поколение, которое этот цифровой мир боится и плохо понимает. Это сухопутное поколение кричит с берега подросткам, которые купаются в океане: «Перестаньте плавать, под водой таятся ужасы!». А молодые, естественно, отвечают: отвалите, мы лучше знаем, что делать. Вместо того, чтобы устраивать хайп, нужны нормальные исследования и профессиональное обсуждение. Для меня, как для профессионала, оскорбительна ситуация, когда жизнь меняются, дети растут а мы в психологии подросткового возраста до сих пор опираемся на исследования полувековой давности. Это ведь даже не смешно.

Читать еще:  Непредсказуемые последствия процедуры рентгена при бронхите

Вирус цифрового слабоумия. Как гаджеты влияют на современных детей?

Жертвы интернета

Говорят, что в мозге цифрового поколения происходят изменения, похожие на раннюю стадию старческого слабоумия и даже как после черепно-мозговой травмы. По данным учёных, радиус активности детей с 1970 г. сократился на 90%! Дети вместо игр на улице сидят дома, уткнувшись в свои смартфоны и компьютеры. Притом что растущему мозгу для развития необходимо как можно больше внешних стимулов, чтобы научиться принимать решения, сопереживать, контролировать свои поступки. А если взаимодействие с живыми людьми сведено к минимуму, а физический мир заменяется виртуальным, если запоминать информацию нет нужды, потому что можно найти в Интернете, то участки мозга, отвечающие за память, самоконтроль и т. д., а­трофируются за ненадобно­стью.

«Скорее всего, справедлива теория о том, что регулярное использование гаджетов с дет­ства влияет на способность к концентрации: она становится значительно ниже, и это может мешать качеству работы, особенно в тех случаях, когда требуются усидчивость и сосредоточенность, например, в математике и других точных науках, — считает старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований И­нститута общественных наук РАНХиГС Кирилл Хломов. — Но есть и обратная сторона медали. В сегодняшнем мире мы живём на высоких скоростях: очень быст­ро происходит обмен информацией, наблюдаются изменения во многих областях, и человеку нужно уметь к ним приспосабливаться. Так вот у тех детей, которые активно пользуются гаджетами и компьютерами, гораздо сильнее развиваются структуры мозга, позволяющие быстро переключаться на разные задачи и отслеживать сразу несколько процессов — управление проектами, современные СМИ или другая работа с информацией».

Такое рассеянное внимание и невозможность концентрации на длинных текстах, сложных проблемах объясняют отчасти тот факт, что нынешние школьники подчас с трудом справляются с задачами, которые решали их сверстники лет 20-30 назад.

Одинокие и депрессивные

Другая важная черта современных подростков — нежелание взрослеть и брать на себя ответственность. Вся их жизнь оказывается сосредоточенной в смартфоне или компьютере, поэтому выходить из дома, искать работу (можно же делать вид, что учишься) просто не нужно.

«У детей формируется такой тип мышления, что, если задача сложная и её не хочется решать, можно просто переключиться на что-то другое, — продолжает К. Хломов. — Например, надо написать эссе или сочинение, но ты просто находишь готовое сочинение, меняешь в нём какие-то слова, запятые — и всё. Зачем лишний раз напрягаться, если всё есть в Интернете? Таким образом подростки привыкают избегать ситуаций, когда им тяжело и нужно преодолевать трудности».

Добавьте к этому сокращённый сон. Многие подростки теперь спят меньше 7 часов (и телефон даже во время сна всегда под подушкой), тогда как норма — 9 часов. Недостаток сна приводит к ожирению и повышенному давлению, способ­ствует развитию депрессии и тревожности. А учёные утверждают: существенные изменения в психическом здоровье появляются, когда человек ежедневно проводит в Сети больше 2 часов в день. И тут уж не до развития мозга.

Справедливости ради стоит сказать, что не все используют Интернет только для развлечений. Есть подростки, которые готовы применять Интернет и соцсети для образования. И здесь возможности тоже безграничны: онлайн-лекции университетского уровня, приложения, образовательные фильмы и т. д.

Кстати, вот и ещё факт: среди нынешних подростков стало меньше ранних беременностей. Снижение сексуальной активности тоже связано c любовью к гаджетам. Причём не только дети, но и взрослые стали менять близость и общение друг с другом на соцсети. Даже телефонные звонки всё больше устаревают: более удобным и корректным считается сообщить о чём-то в мессенджере или по электронной почте, особенно когда речь идёт о рабочих вопросах.

«В будущем одиночество, тревожно-депрессивные нарушения будут превалировать над остальными типами расстройств, — говорит К. Хломов. — Если общество 1980-х — начала 2000-х называли нарциссическим, обществом достижений, то следующий этап — общество диффузно-депрессивное. И одна из задач, которые выполняют гаджеты, — снижать наш уровень возбуждения, уровень тревоги, напряжения. Сейчас стало гораздо меньше конфликтов в метро: все просто уткнулись в свои теле­фоны, и вся тревога, напряжение утилизируются в мелкую моторику, в движения рук. Обычно, когда у детей пере­избыток возбуждения, что для них нормально, особенно для трёхлетних, они бегают, кричат. Чтобы они могли уснуть, раньше их вечером водили на прогулки. А сейчас дают в руки планшет».

Гаджеты как замена родителей

«Но нельзя только гаджеты винить в изменениях, происходящих с детьми, — считает доцент департамента психологии НИУ «ВШЭ» Елена Чеботарёва. — Причина неприятно­стей — ослабление связей между родителями и детьми. У современных мам и пап нет возможности уделять детям достаточно времени. Нехватку родительского внимания подросткам восполняют смарт­фоны. Вырастающие в итоге «не такими» дети — побочный эффект этого восполнения.

Мне приходится наблюдать очень разных подростков. Многие из них рвутся погулять, но родители не пускают — страшно, некому проследить, нет времени познакомиться с друзьями, с которыми он гуляет. Лучше пусть в планшете ковыряется. Такие дети позже взрослеют, не стремятся к самостоятельности. Потому что, опять же, страшно. Вот и сидят подросшие дети в Сети, не зная, чем ещё занять себя.

Чтобы изменить ситуацию, запреты на использование гаджетов не помогут. Родителям надо напрячься, понять, чем интересуется подросток, и вывести на тропинку к другой жизни — показать, что в ней есть квесты, тематические вечера в кино­театрах, экскурсии и т. д. Увы, во многих подобных историях чаще всего сдаются именно родители и идут по пути наименьшего сопротивления — отдают ребёнку в­ожделенный гаджет».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector